Сексуально озабоченные валькирии русской революции были убежденными интернационалистками. Тут уж, как говорится, не до евреев.
Женщины эти представляли собой, без сомнения, некий очень своеобразный тип дворянских нервических барышень. Но, при всей аффектации, им никак нельзя было отказать в прагматизме. Как писала одна из них: «Наша деятельность созидательная, а потому было бы лицемерием отказывать себе в том, что всегда достается людям, стоящим у власти!»
Эти женщины, обладавшие обычно средними способностями, не Бог весть каким умом, высоким либидо и сумасшедшими амбициями, умудрились превратить свои жизни в авантюрный роман. Им хватило пары сумасбродных идей и нескольких незатейливых лозунгов, чтобы приступить к удовлетворению своих сексуальных аппетитов.
Для этого Коллонтай пришлось придумать теорию «стакана воды» и объявить себя половой революционеркой, Инессе Арманд, оставив пятерых детей, стать любовницей вождя мировой революции, а Ларисе Рейснер возбуждать своим комиссарским телом не только врага народа Троцкого, но и целую флотилию нетрезвых революционных матросов.
И что из этого вышло? Как писал язвительный вождь мирового пролетариата В. И. Ленин: «Пламенное сердце товарища Коллонтай отторгло меньшевика Маслова и приняло большевика Шляпникова. Ура, товарищи!». Браво, Ленин, лучше не скажешь.
И правда, что жизнь валькирий? Напрасные хлопоты. Сомнительные стихи, посредственные статьи, много секса и обилие крови. Неудовлетворенное эго и жажда признания. Одна – «пламенная революционерка», другая – «революционный комиссар», третья – «посол Советского Союза». Успех, непомерная жестокость и бессмысленность смерти.
Арманд умерла от холеры, заслужив пышные революционные похороны и слезы вождя, Рейснер отошла в мир иной в расцвете сексуальной деятельности то ли от неудачного аборта, то ли от тифа, Коллонтай разбил удар и, передвигаясь на инвалидной коляске, она избежала уничтожения, будучи объявленной персональной пенсионеркой и старой большевичкой.
Кто теперь вдохновится восторженными ее призывами: «Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально-полового завоевания!»?..
Все ушло в прах.